Мастерская построения знаний и творческого письма
"Художественный мир Ф.И.Тютчева"
1.Индуктор (апелляция к ассоциативному и образному мышлению, толчок к творчеству). Он должен быть а)неожиданен, б) личностно значим, прожит:
Вспомните какие-нибудь явления природы, которые когда-либо произвели на вас особенно сильное впечатление, и расскажите о них соседу по парте (5 мин.).
Социализация: назовите каждый вслух то явление природы, о котором рассказывал (скорее всего, у большинства это будет «гроза»).
П. Деконструкция, разрушение целостности мира (это работа с материалом – словом, рисунком, звуком и т.д.).
1. Запишите в тетради слово «гроза» - и ассоциации к нему:(3-4 мин.)
а/ смысловые - постарайтесь, чтобы это были слова, принадлежащие к разным частям речи (существительные, глаголы, прилагательные);
б/ звуковые - "поиграйте" со словом "гроза", запишите слова созвучные, имеющие те же буквы, слоги и т.п. ("грозный", "гром", "зоркий"…);
Социализация: читаем вслух каждый свои слова и, если захочется, заимствуем что-либо друг у друга, записываем особенно пришедшиеся по душе и настроению ассоциации, придуманные другими.
2.Послушайте художественные тексты разных авторов и, если захочется, запишите какие-либо слова, выражения и ассоциации, добавив их к уже имеющимся. /Если есть возможность, к этому следовало бы добавить зрительные (произведения живописи о грозе) и звуковые (какое-либо музыкальное произведение соответствующего звучания) образы и ассоциации/.
а/ А.С.Пушкин, «Кавказский пленник»
Шум табунов, мычанье стад Уж гласом бури заглушались. И вдруг на долы дождь и град Из туч сквозь молний извергались; Волнами роя крутизны, Сдвигая камни вековые, Текли потоки дождевые - А пленник, с горной вышины, Один, за тучей громовою, Возврата солнечного ждал, Недосягаемый грозою, И бури немощному вою С какой-то радостью внимал.
|
б/ Я. Полонский
По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром, И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобно сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели… |
в/ Б. Пастернак. Июльская гроза
И слышно: гам ученья там, Глухой, лиловый, отдаленный. И жарко белым облакам Грудиться, строясь в батальоны. …………………………………. Гроза в воротах! на дворе! Преображаясь и дурея, Во тьме, в раскатах, в серебре, Она бежит по галерее… |
г/ Из рассказа В.Набокова «Гроза»
Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь. |
2.Выберите из всех своих записей одно ключевое, самое яркое слово или словосочетание, ассоциирующееся для вас со словом «гроза», оно будет названием вашего небольшого эссе о грозе.
Ш. Реконструкция – создание своих небольших текстов на тему "Гроза" (5 мин.)
Социализация: читаем каждый вслух свое эссе.
1V. «Построение знаний»
1. Читаем предложенные стихотворения Ф. Тютчева ("Люблю грозу в начале мая…", «Неохотно и несмело…» и «Не остывшая от зною…», «Ночное небо так угрюмо», «Успокоение», «Как весел грохот летних бурь», «Под дыханьем непогоды») и каждый выбирает то, которое кажется наиболее «тютчевским», наиболее полно воплощает художественный мир Тютчева. (Тексты в достаточном количестве – по 5-6 экземпляров каждого стихотворения – должны лежать на столе учителя, каждый ученик подходит, читает все – и выбирает «свое». Может учитель прочитать вслух все 7 стихотворений, а после этого каждый подойдет и возьмет выбранное).
2. Работа в парах или индивидуально (по желанию) – выписываем из своих – выбранных - текстов слова, образы, мысли, темы, «вечные вопросы» – все, что приходит в голову при чтении, что кажется важным для понимания смысла выбранного стихотворения и поэтики Тютчева в целом (3-4 мин.).
3. Групповая работа (15-20 мин.).
Те, кто выбрал №№ 1, 5, 6, - 1 группа («светлая»).
Те, кто выбрал №№ 3, 4, 7, - 2 группа («темная»).
Те, кто выбрал №2, присоединяются к любой группе (в зависимости от восприятия стих-ния).
а/Выбираем в каждой группе один «главный» текст и обсуждаем его, отвечая на вопрос: почему именно это стихотворение кажется наиболее «тютчевским», какие важные черты философии и поэтики Тютчева в нем отражены (по ходу обсуждения можно дополнить свои записи).
б/ Знакомимся с отзывами о Тютчеве ученых-литературоведов и соотносим их со своим видением Тютчева (можно также отметить каждый для себя совпадение или несогласие). (Листочки с цитатами также должны лежать на столе учителя: обсудив стихотворения в группах, каждый подходит и выбирает то высказывание, которое ему кажется наиболее подходящим).Обмениваемся мнениями с членами группы.
в/ Социализация - дискуссия: кто-либо от имени каждой группы формулирует общее мнение о выбранном тексте, остальные (желающие) добавляют, отвечают на вопросы от «противоположной» группы. По ходу дискуссии можно записать какие-либо ассоциации, ключевые слова и образы, формулировки, прозвучавшие как от имени своей группы, так и от других.
Для Тютчева жизнь сердца и жизнь вселенной образуют стройное созвучие, великую и вечную рифму. Тем глубже и трагичнее… временные диссонансы… разлад между человеком и природой… (Ю.Айхенвальд)
У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а – мысль чувствующая и живая. (И.С.Аксаков)
Как определить дар, которым наделен этот человек? Определить вроде бы просто, и современники определяли. Это — “умение охватить все вокруг”. Сопрягать несопрягаемое, сцеплять далекое (“далековатое”)… Трудность определения этого дара состоит в том, что он по определению беспределен и, определяя его, ставя пределы, то есть проецируя из областей “заочных” на те или иные плоскости, мы с неизбежностью этот дар оплотняем и даже профанируем. (Л.Анненский)
Ощущение такое, что он живет в запредельности и там, в запредельности, рождается все: и его страсти, и его тексты, но оттуда, из запредельности, все это уже не так важно: страсти, тексты…
( Л.Аннинский)
У Тютчева нет единого, проходящего образа лирического героя, но у него проходящие идеи. постоянные образы, строящие тютчевский мир. (Л.Гинзбург)
…Мир Тютчева – не романтическая разорванность, строящаяся на соединении контрастов, лежащих в одной плоскости, а близкое к поэтике ХХ века соединение того, что не может быть соединено ни в одной рациональной системе. (Ю.Лотман)
…В тютчевских текстах … картина сложная: хотя природа имеет два лика – хаотический и гармонический, - свой язык, оказывается, присущ обоим. Более того, оказывается, что человек может понимать или не понимать и тот и другой из них. (Ю.Лотман)
Поэзия Тютчева вся пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил, «среди громов, среди огней»… Особенное тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. «Гармонии в стихийных спорах» он противопоставляет полное неразрешимых противоречий нравственное бытие человека. (К.В.Пигарев).
Его натура органически сочетала вещи абсолютно несочетаемые. (С.Экштут)
1 Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла. Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
|
2 Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой.. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля – И в сияньи потонула Все смятенная земля.
|
|
3. Ночное небо так угрюмо, Заволокло со всех сторон. То не угроза и не дума, То вялый, безотрадный сон. Одни зарницы огневые, Воспламеняясь чередой, Как демоны глухонемые, Ведут беседу меж собой.
Как по условленному знаку, Вдруг неба вспыхнет полоса, И быстро выступят из мраку Поля и дальние леса. И вот опять все потемнело, Все стихло в чуткой темноте – Как бы таинственное дело Решалось там – на высоте. |
4. Не остывшая от зною, Ночь июльская блистала… И над тусклою землею Небо, полное грозою, Все в зарницах трепетало.
Словно тяжкие ресницы Подымались над землею, И сквозь беглые зарницы Чьи-то грозные зеницы Загоралися порою…
|
|
5 Успокоение Гроза прошла – еще курясь, лежал Высокий дуб, перунами сраженный, И сизый дым с ветвей его бежал По зелени, грозою освеженной. А уж давно, звучнее и полней, Пернатых песнь по роще раздалася И радуга концом дуги своей В зеленые вершины уперлася
|
6 Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, - И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист. Крутясь, слетает на дорогу…
|
|
7 Под дыханьем непогоды, Вздувшись, потемнели воды И подернулись свинцом – И сквозь глянец их суровый Вечер пасмурно-багровый Светит радужным лучом,
Сыплет искры золотые, Сеет розы огневые И – уносит их поток… Над волной темно-лазурной Вечер пламенный и бурный Обрывает свой венок…
|