С.Каганович,  И.Вейкова

Мастер – класс

Деятельностный подход в преподавании литературы

на примере изучения стихотворения Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке» в 11 классе.

Сегодня стало очевидно, что традиционный подход к преподаванию литературы в школе не обеспечивает высокого уровня литературного образования. В полный рост встает проблема понимания текста: ученики в большинстве своем  воспринимают лишь некоторое поверхностное содержание произведения и этим удовлетворяются,  восстанавливать или создавать глубокий, подчас символический смысл они не умеют, в результате анализ и интерпретация в лучшем случае подменяются пересказом.

Что же делать в сложившейся ситуации, чтобы ученик научился понимать художественный текст? Мы попытаемся показать на примере работы с одним поэтическим произведением – стихотворением Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», - как можно применить на практике столь актуальный сегодня, в условиях  введения новых стандартов, деятельностный метод работы с текстом, когда ученики оказываются в активной позиции диалога с автором, поиска смыслов, заложенных в слове и образе.

Часть I. Мотивация, актуализация имеющихся знаний, вживание в образ.

Для организации интриги мы не будем называть тему урока и произведение, с которым нам предстоит работать. В I части урока мы ставим перед собой следующие цели: мотивировать учащихся на изучение произведения, актуализировать их знания по изучаемой теме. На уроке целесообразно использовать презентацию. Начинаем показ слайдов.

На  II слайде написана строчка «Плывёт белоснежное диво…». И мы предложим учащимся подумать, о ком (или о чем) могут быть сказаны такие слова. Ответы могут быть самые разные: облако, парус… Но среди ответов больше всего будет «лебедь», и это не случайно.

Мы переходим к III слайду, на котором представлена фотография удивительной птицы. И здесь можно задать целый ряд вопросов: Что значит для вас лебедь? Какие ассоциации он вызывает? Что символизирует? Когда будут звучать ответы, следует их сразу анализировать - и записывать на доске определения, соответствующие приведённому образу. Это может выглядеть так (слайд IV):

Лебедь 

 

Ответы

Диво

 Наиболее точные определения, согласующиеся со словом «диво» и характеризующие этот образ

Лебединая песня – последнее значительное творение выдающихся людей (Большой энциклопедический словарь)

Последнее, значительное

«Лебединая верность» – песня на слова А.Дементьева

Исключительное

«Царевна – лебедь» - картина М.Врубеля

Волшебное, царственное

«Сказка о царе Салтане» - произведение А.С.Пушкина.

Божественное, идеальное

На слайде V мы можем продемонстрировать репродукцию известной картины М.Врубеля «Царевна-лебедь», а на слайде VI эпизод из фильма А.Птушко «Сказка о царе Салтане» (1966г.)

Далее мы перейдём к слайду, на котором дано заглавие стихотворения: «Н.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» 1948 год», и начнем работать с названием. Можно спросить, какие мысли и чувства возникают при чтении названия, направив внимание учащихся на уже имеющиеся записи на доске. Скорее всего, мы услышим, что волшебство и зоопарк несовместимы, что такое положение вещей возмущает, вызывает недоумение, что для лебедя зоопарк – это неволя. Образ лебедя ассоциируется  со свободой, и мы можем добавить к нашей записи в таблице еще одно определение: «свободное».

Таким образом, в названии намечено противопоставление образов свободной, величественной, царственной птицы – и несвободы, неволи, клетки.  

В заключение I этапа урока мы предложим учащимся психологическое упражнение, благодаря которому они ощутят два состояния: «вместе со всеми»  или «один против всех», «все противостоят одному». Приём «вчувствования» часто необходим при исследовании литературного произведения. Не всегда путь внешнего наблюдения является продуктивным для изучения.  Личное «сопереживание», «вживание» в лирические образы как во фрагмент духовного целого, части всемирного единения природы и духа, необходимо. Для выполнения упражнения приглашаются желающие: 6-7 человек. Им предлагается выйти к доске, встать в круг и рассказать, как они себя чувствуют. В этой ситуации участникам будет комфортно и спокойно. Затем один человек встаёт в центр круга, желательно с фигуркой лебедя в руках, и его просят объяснить, что он чувствует теперь. Будет ощущение дискомфорта, ученик будет оглядываться вокруг и переживать ситуацию «один против всех». Мы зафиксируем это состояние в таблице на доске определением «одинокое». В итоге наша таблица будет выглядеть так (слайд VIII):

Лебедь 

Ответы

Диво

 Наиболее точные определения, согласующиеся со словом «диво» и характеризующие этот образ

Лебединая песня – последнее значительное творение выдающихся людей (большой энциклопедический словарь)

Последнее, значительное

«Лебединая верность» – песня на слова А.Дементьева

Исключительное

«Царевна – лебедь» - картина М.Врубеля

Волшебное, царственное

«Сказка о царе Салтане» - произведение А.С.Пушкина.

Божественное, идеальное

 

Работа с названием

свободное

Психологическое упражнение

одинокое

При отсутствии времени эта часть урока может не проводиться,

Первая часть урока завершена. Что же мы делали и чего достигли? Как на математике в начале урока проводится устный счёт для разминки и включения в тему, так и мы запустили те же самые процессы. Сначала мы расшифровывали метафору (перифраз?) «белоснежное диво», а потом воскрешали в памяти, как реальный, живой лебедь воспринимается людьми, что он для нас символизирует. Так на доске в таблице появилась запись: Лебедь - «диво» - последнее, значительное, исключительное, волшебное, царственное, божественное, идеальное. А позднее мы добавили «свободное», «одинокое». Надо заострить внимание учащихся на том, что к этой записи мы будем обращаться на протяжении всего урока, чтобы не утратить уже достигнутое понимание. Благодаря проделанной работе мы мотивировали учащихся, актуализировали имеющиеся у них знания, осуществили, если использовать термины герменевтики, «предпонимание», что позволило «сделать прыжок» в «герменевтический круг». В конце концов, мы их заинтриговали, создали ощущение, что сегодня мы на уроке входим в удивительный мир культуры и искусства, и у нас есть возможность не только к нему прикоснуться, но и постичь его, стать в этом мире своими. При этом мы задействовали язык – работали с фразеологизмом «лебединая песня»; литературу – стихотворение и сказку; живопись – картину; киноискусство – фильм; и всё это - шедевры!

Часть II. Интерпретация и понимание произведения.

Теперь мы прочитаем стихотворение Н.Заболоцкого и начнём работу над пониманием текста. Стихотворение читает учитель, учащиеся следят за чтением по тексту, лежащему на партах и предварительно специально оформленному учителем разными цветами шрифта.

Николай Заболоцкий

ЛЕБЕДЬ В ЗООПАРКЕ

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка —
Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,
Животное, полное грез,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берез.

 

Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.

 

И светлое льется сиянье;
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

 

 

Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

 

И звери сидят в отдаленье,
Приделаны к выступам нор,
И смотрят фигуры оленьи
На воду сквозь тонкий забор.

 

И вся мировая столица,
Весь город, сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

 

И слышит, как в сказочном мире
У самого края стены
Крылатое диво на лире
Поет нам о счастье весны.

                                                           1948

 

Мы обратим внимание учащихся на композицию произведения, и они, скорее всего, заметят, что здесь композиционно противопоставляются природа - и цивилизация. Но в то же время и звери в зоопарке противостоят лебеди: «Истошно кричат попугаи, //Поджав перламутровый хвост. //И звери сидят в отдаленье, //Приделаны к выступам нор, //И смотрят фигуры оленьи //На воду сквозь тонкий забор». Скрипящий мост и истошно кричащие  попугаи - оказываются в одном ряду, однородными понятиями, т.е. лебеди на самом деле противопоставляется всё остальное, весь окружающий ее мир! Итак, в стихотворении выявляются  два основных образа: Лебедь -  и собирательный образ «сверкающего города», «мировой столицы», и основной прием, использованный поэтом при создании этих образов, - контраст, антитеза.

Работу над пониманием, «расшифровкой» этих образов начнем с вопроса, по каким параметрам, критериям мы составляем представление о человеке в реальной жизни и об образе в литературе? Учащиеся ответят, что это будут и внешние признаки: форма, цвет, звук и др. , и характеристики внутреннего плана, душевного мира: отношение к  мечте, свободе, одиночеству, счастью и др. Мы организуем групповую работу и предложим одной из групп охарактеризовать по названным критериям образ Лебеди, другой – собирательный образ Города. Третья группа будет работать с дополнительной информацией - с выдержками из мифологического словаря. Снова – по предложенной учителем инструкции – будут заполнены таблицы.

Правила работы в группе над художественным образом:

I.                    Группа работает над заданием строго определённое время.

II.      Во время ответа другой группы все внимательно слушают своих товарищей, по желанию делают записи.

После того, как все группы ответили, можно задать вопросы на понимание  и высказать своё согласие или несогласие, предъявив доказательства.

Инструкция по работе:

1.      Подчеркните в тексте или запишите в таблицу свои наблюдения над образом.

2.      Сделайте вывод по каждой характеристике, что она символизирует. Например, «белый цвет символизирует чистоту».

3.      Проговорите в группе, что символизирует образ в целом.

4.      Обсудите вопрос, о чём это стихотворение или какую художественную идею поэт хочет донести до читателя.

5.      Выберите одного человека, который будет выступать от вашей группы, его ответ должен быть развёрнутым: он называет, что символизирует образ и приводит доказательства из текста. А затем озвучивает ваш вывод, о чём стихотворение Н.Заболоцкого в целом или какую художественную идею поэт доводит до читателя.

Примечания:

  1. Аметист* – минерал, камень чистоты и непорочности. Успокаивает и очищает мысли, обуздывает страсть. А. И. Куприн отмечал, что цветом аметисты похожи на фиалки, распускающиеся в лесах у подножия Ливийских гор. В средние века это камень любви. В Древнем Египте аметист был символом счастья и здоровья, в Европе – искренности и чистосердечия.
  2. Перламутровый* – цвет перламутра, серебристо – розоватый, переливчатый, радужный. Перламутр в древнем Риме считался символом власти и мудрости. Используется для изготовления пуговиц, мелких украшений.

*Белов Н.В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.

Помните о том, что суждений не может быть верных и неверных. Успехов вам и творческих находок!

 

Группа I. Образ Лебеди.

Критерии для характеристики

Лебедь

Внешние признаки

Форма

Высокая лебедь, как изваянье приподнятой к небу волны

Цвет

Белоснежное диво, снега белей, дивные два аметиста, лиловые тени, сумерки парка, светлое сиянье

Звук (звукопись)

Плывёт белоснежное диво,

Животное, полное грёз,

Колебля на лоне залива

Лиловые тени берёз.

 

Поёт нам о счастье весны

Движение

Плывет (2 раза)

Признаки духовной жизни

Стремления, грёзы

Животное, полное грёз

 

Счастье

Крылатое диво на лире поёт нам о счастье весны

Свобода

Дикарка

 

Красота

Красавица, дева

Высота (стремлений), Над-мирность

Высокая лебедь, приподнятой к небу волны

Поэзия (поэтичность)

---на лире поет нам о счастье весны

Одиночество

одна

Выводы:

Что символизирует образ Лебеди?

Образ Лебеди символизирует стремление к высокому, мечту, чистоту, красоту, счастье, поэзию, свободу и одиночество.

О чём стихотворение Н.Заболоцкого или какую художественную идею он доводит до читателя?

Стихотворение о том, что в мире есть красота, осуществимы мечты, но люди не ценят высоких стремлений, они не уважают свободу других, поэтому не знают счастья, живут в тесном и безобразном мире.

 

Группа II. Собирательный образ Города.

Критерии для характеристики

Собирательный образ города

Внешние признаки

Форма

Поджатый хвост, этаж громоздя на этаж

Цвет

Поджав перламутровый хвост, город сверкающий (заметим, что в данном контексте цвета эти, сами по себе нейтральные,  несут отрицательный эмоциональный заряд: слепящий своим сверканием город и с явной иронией описанные попугаи).

Звук (звукопись)

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,

Истошно кричат попугаи…

Статика

Звери сидят, …приделаны к выступам; город …теснится

Признаки духовной жизни

Стремления, грёзы

--------------------------------------

Счастье

--------------------------------------

Свобода

Приделаны к выступам нор.

Над маленьким парком теснится,

Этаж громоздя на этаж.

сквозь тонкий забор

Одиночество

Толпа, теснота, суета

Выводы:

Что символизирует образ города?

Образ города символизирует внешний блеск, отсутствие мечты и свободы, зависимость, опасность и враждебность.

О чём стихотворение Н.Заболоцкого или какую художественную идею он доводит до читателя?

Стихотворение о противостоянии двух миров – сказочного мира мечты, свободы, красоты и поэзии – и реального враждебного мира «этажей» и «заборов»

     

 

            Такое исследование ключевых образов стихотворения позволяет воспринять их как многозначные, многослойные и выйти на интерпретацию смысла стихотворения.  На плюсовом полюсе здесь Лебедь – романтический образ, олицетворяющий  «сказочный мир» (в последней строфе прямо появляется это словосочетание!)  как воплощение авторского идеала красоты, гармонии, света, «грезы» о счастье и радости. (Заметим, что здесь нет даже конкретного времени: лебедь плывет сквозь «летние сумерки» и в то же время поет «о счастье весны»).  На втором же полюсе – противостоящий этому идеалу  реальный мир, угрожающий миру мечты, разрушающий его. И это не только скрежещущий и сверкающий многоэтажный город, но и часть его – реальный зоопарк, где живая природа как бы обездвижена, заключена в клетки, лишена самой своей свободной природной сущности. 

Группа III. Образ Лебедя в мифологии.

Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский. Москва, «Советская Энциклопедия» 1991г.

  1. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Г.Р.Державина, «Царскосельский лебедь» В.А.Жуковского). Эта символика связана с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии.
  2. Лебеди в кельтской мифологии выступают как вестники весны и тепла. Кельты уверены в глубокой связи человека с природой. Легенда гласит о том, как правитель Лир повздорил с соседним королём. Чтобы помириться, он женился на одной из трёх дочерей короля. У него родилось двое детей от этого брака. Внезапно умирает жена Лира, и он женится на второй дочери короля. Мачеха была колдуньей и превратила детей своей сестры в лебедей. Но они сохранили человеческую душу и память. Лебединая песня детей Лира исцеляла и успокаивала людей. Всё в мире для кельтов было глубоко взаимосвязанным и одухотворённым.
  3. В славянской мифологии Лебедь относится к почитаемым, «святым» птицам. У древних славян высшим существом божественного мира была Птица Матерь Сва (англ. swan - лебедь). Сва вдохновляла на подвиги, помогала одолеть врагов, о чём свидетельствует «Велесова книга»: «И бьёт Матерь Сва крылами и поёт песнь боевую, и эта птица не само солнце, но от неё всё началось».

Образ Лебедя в мифологии.

Что символизирует образ лебедя в мифологии?

Отражение древних представлений в стихотворении.

1.Символ поэта, гордого одиночества, высоты поэзии, пророческих способностей.

Крылатое диво на лире

Поет нам о счастье весны.

 

2.Символ связи человека с природой, одухотворённости всего в мире, исцеления человека природой.

 

3.Символ святости, начала жизни

 

О чём стихотворение Н.Заболоцкого или какую художественную идею он доводит до читателя?

Возникающий в последней строфе образ лиры и весны помогает понять. что стихотворение еще и том, что человек тесно связан с природой, он должен учиться жизни у неё, величественной и свободной,  это путь к любви и счастью; а поэт, как писал ещё А.С.Пушкин, должен быть пророком, и его долг напоминать людям о высоких стремлениях. Это нелегко в мире, где в погоне за выгодой забыли о вечном и высоком предназначении человека, поэтому гордое одиночество – его удел.

 

Таким образом, работа третьей группы с дополнительной информацией помогла углубить понимание текста стихотворения, увидеть в нем и осмыслить еще один – может быть, самый важный план – мотив «Лиры», т.е. Поэзии, творчества. творческой судьбы поэта. Отсюда логично вытекает еще один этап работы – обращение к биографии автора стихотворения.

Необходимо привлечь материал о жизни Н.Заболоцкого, об эпохе, в которую он жил, потому что текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Обратим  внимание учащихся на дату написания стихотворения – 1948 год. Это время тоталитарного режима в СССР, период холодной войны. Н.Заболоцкий, как многие интеллигентные люди прошлого века, прожил нелёгкую жизнь. Он был поэтом и философом, отражал в творчестве свой взгляд на мир и его истинные ценности. В результате в 1938 году он был обвинён в создании контрреволюционной организации и репрессирован. Только в 1946 ему было разрешено возвратиться в Москву. Поздние стихи 3аболоцкого объединяются естественностью языка, лишённого патетики, общими философскими устремлениями и размышлениями о природе и человеке, они эмоциональны и музыкальны. Их неизменный лейтмотив:

искусство помогает нам видеть истинные ценности, помогает услышать песню «о счастье весны». Когда Екатерину Васильевну Заболоцкую попросили выразить одним словом главную черту её мужа, она, не задумываясь, ответила: «Просветление».

 

Основная часть урока заканчивается выступлением групп и обсуждением их выводов.

Чего же мы достигли на этом этапе? Во второй, основной, части урока мы работали над пониманием текста - художественного (стихотворение) и научно-популярного (статьи словарей). Мы занимались интерпретацией художественного текста. Для обучения пониманию необходима чётко осознанная, высказанная и обсуждаемая в учебной группе рефлексия, какой по сути и является интерпретация. Поэтому мы организовали работу в группах, обратили внимание учащихся на правила работы, предложили инструкцию по работе, обеспечили возможность сбора информации по различным источникам (выдержки из книг и словарей). Учащиеся, работая в группах, имели возможность действовать самостоятельно, и мы вполне можем ожидать от них их собственного понимания и собственных открытий в интерпретации текста. Такая самостоятельная, по сути исследовательская  деятельность  необходима, потому что свобода – важнейший принцип всякой духовной деятельности. Но обеспечив самостоятельность, мы учили и культуре понимания (нормы, изложенные в правилах и инструкциях).

Мы применили одну из техник понимания, прошли все его уровни: понимание семантизирующее (определение значения всех непонятных слов в тексте), когнитивное (нахождение характеристик предмета, взятого в некоторой ситуации; освоение содержания текста), распредмечивающее понимание (выявление в содержании смыслов).

Первая и вторая группы обучались и самым распространённым, универсальным техникам интерпретации: выбрали критерии, на основе которых будет осуществляться анализ художественных образов, осуществили распредмечивание смыслов (объясняли, что символизирует та или иная характеристика образа), определили метасмыслы (что символизирует образ в целом) и вышли на метаметасмысл (художественную идею произведения). Не менее интересная и важная работа была организована в третьей группе. Учащиеся собирали материал из статей мифологического словаря, выясняя, что символизирует лебедь в мифологии, и находили соответствия в стихотворении Н.Заболоцкого. Эта работа необходима на данном уроке, потому что без неё выйти на достаточно глубокое понимание текста сложно, а просто дать им информацию - значит не научить пониманию, а заставить принять  понимание учителя. Мы действовали по схеме: предпонимание – интерпретация – углубление понимания. В основу нашей деятельности мы положили принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого, который в герменевтике называется «герменевтический круг». Можно провести аналогию герменевтической теории с научными методами исследования, такими, как анализ и синтез, которые дополняют друг друга, при этом каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого.

Говоря языком новых стандартов, в основной части урока осуществлялось обучение всем видам универсальных  учебных действий: личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным.

Часть III. Рефлексия.

В конце урока, следуя логике мыследеятельной педагогики, мы предлагаем учащимся вспомнить, каким образом они пришли к выводам сегодняшнего урока, что они делали во время урока, и отобразить эти действия в виде схемы, модели, рисунка. Способы могут быть разными, главное, чтобы учащиеся усвоили и осмыслили техники понимания произведения. В результате мы получаем развитие интуитивного умения читать любые тексты, даже самые сложные для понимания - художественные. Читая художественное произведение, мы проживаем несколько жизней, получаем богатый духовный опыт. Научить этому всех чрезвычайно важно. Если бы при занимающем полминуты чтении текста стихотворения все наши ученики увидели столько же смыслов, сколько удаётся усмотреть в условиях проведённой двухчасовой аналитической работы, насколько обогатилась бы духовная жизнь каждого читателя! И это – достижимо!  

Часть IV. Домашнее задание.

  1. Общее:

Заполни таблицу «Интерпретация стихотворения Н.Заболоцкого «Лебедь»

Что я знал до урока?

Что я узнал на уроке?

Какие вопросы Н.Заболоцкому я хотел бы задать?

 

 

 

  1. Индивидуальное:

1)      Сравни образ лебедя в стихотворении Н.Заболоцкого «Лебедь» и Ш.Бодлера «Лебедь».

На наш взгляд, в стихотворении Ш.Бодлера, посвящённом В.Гюго, лебедь является символом протеста против низкой, жестокой действительности.

2)      Подбери музыку к стихотворению Н.Заболоцкого «Лебедь». Объясни свой выбор.

Мы бы предложили пьесу «Лебедь» Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных» 1886г.

 



Hosted by uCoz