НОВГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.Л.Каганович, доктор филол н.

зав. кафедрой теории и методики

 общего образования

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРОФИЛЬНОГО КУРСА

 «Диалог культур»: культура  мусульманского Востока

и ее влияние на русскую литературу.

(10 – 11 КЛ.)

 

1.      Национальная специфика культур разных народов. Фет и Машраб. «Бродячие» сюжеты в сказках и их национальное оформление.

Восток в русской литературе 19 – 20 вв. : проблема художественного обогащения русской литературы в «диалоге» с культурой Востока (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Бунин, Есенин и др.).

Философские аспекты проблемы «Россия – Восток – Запад»,  русская культура и Восток.

 Диалог культур как основа толерантности в современном обществе. Понятие толерантности, его психологические и культурологические аспекты. Проблема межнациональных человеческих отношений в литературе.

Домашнее задание: Прочитать и сопоставить два «Кавказских пленника» (Пушкина и Толстого) с точки зрения позиции авторов в решении  проблемы межнациональных отношений, а также с точки зрения принадлежности этих произведений к разным художественным системам (романтизм и реализм).

 

2.   Единство трех религий: иудаизм, христианство, мусульманская религия.

Биография пророка Мухаммада. История создания Корана. Содержание и структура Корана. Сопоставление Корана и Библии. Национальная специфика священных книг.

Домашнее задание: прочитать «Подражания Корану» Пушкина, «Демон» Лермонтова, ответить на предложенные вопросы.

 

3.      Коран в русской литературе (Пушкин, Лермонтов и др.). Обзор и анализ прочитанных дома текстов.

Домашнее задание: подобрать биографический и  литературный материал по теме «Судьба художника слова в России в 19-20 вв.».

 

4.      Судьба художника слова  в разных странах в разные времена: Рудаки, Фирдоуси (образ Фирдоуси в мировой  поэзии: Гейне, Д.Кедрин и др.),  -  Пушкин, Лермонтов и др. (мотивы свободы творчества, судьбы поэта и т.п.) -  судьба русских писателей-эмигрантов 20-х годов – писатель в советской России: В.Гроссман, М.Булгаков (судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»), М.Цветаева, Э.Мандельштам (трагическая судьба поэтов), Б.Пастернак (анализ стихотворения «О, если б знать, что так бывает…»).

Домашнее задание: письменный анализ одного стихотворения.

 

5.      «Шахнаме» («Книга царей») Фирдоуси и ее русские переводы. Проблемы художественного перевода, сопоставительный анализ разных переводов (19 в. – В.Жуковский, 20 в. – В.Державин)

Домашнее задание: найти, прочитать и выучить наизусть несколько стихотворений Омара Хайяма; вспомнить, где у Пушкина упоминается персидский поэт Саади; прочитать и попытаться проанализировать стихотворение Пушкина «Виноград».

 

Омар Хайям. Биография. Философская лирика: общемировое и национальное.       Особенности жанра «рубаи». Сопоставительный анализ разных переводов рубаи на русский язык.

      Саади. Поэт – вечный странник. Биография и творчество. Саади в русской литературе (Пушкин).

Домашнее задание: вспомнить, что такое «Эпоха Возрождения», особенности ее культуры, имена писателей и художников. Если возможно, - прочитать восточную поэму «Лейли и Меджнун» любого автора и подумать, с каким европейским произведением можно ее соотнести.

 

7. Единство мирового культурного развития. Мусульманский  (восточный) Ренессанс. Мотивы и образы Возрождения в европейской и восточной культуре. «Вечные» «бродячие» сюжеты в европейской и восточной культуре, их национальная специфика («Ромео и Джульетта» – «Лейли и Меджнун»).

Домашнее задание: найти у Фета стихотворения, которые можно соотнести с восточной поэзией; прочитать «Персидские мотивы» С.Есенина.

 

8   Особенности восточной средневековой поэтики, ее отличие от европейской. Система жанровых и образных канонов. Традиционные образы и мотивы восточной лирики.

Хафиз – великий поэт любви. Биография, творчество. Хафиз в русской литературе: Пушкин, Фет. «Персидские мотивы» С.Есенина.

Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Что я открыл в себе и в мире, читая произведения восточных поэтов».

 

9.    Урок – «Мастерская творческого письма» на материале восточной поэзии.

Подведение итогов курса.

 

Тематическое планирование

 

1.      Национальная специфика культур разных народов.

2.      «Бродячие» сюжеты в сказках и их национальное оформление.

3-4 . Восток в русской литературе 19 – 20 вв. : проблема художественного обогащения русской литературы в «диалоге» с культурой Востока (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Бунин, Есенин и др.).

5. Философские аспекты проблемы «Россия – Восток – Запад»,  «Русская культура и Восток».

6-7. Диалог культур как основа толерантности в современном обществе. Понятие толерантности, его психологические и культурологические аспекты. Проблема межнациональных отношений в литературе.

8.      Единство трех религий: иудаизм, христианство, мусульманская религия.

9.      История создания Корана.

10.  Содержание и структура Корана.

11.  Сопоставление Корана и Библии. Национальная специфика священных книг.

12.  Коран в русской литературе (Пушкин, Лермонтов и др.).

13.  Судьба художника слова  в разных странах в разные времена: Рудаки, Фирдоуси.

14.  Образ Фирдоуси в мировой  поэзии: Гейне, Д. Кедрин и др.

15.   Судьба поэта в России 19 в.: Пушкин, Лермонтов и др. (мотивы свободы творчества, судьбы поэта и т.п.)

16.   Судьба русских писателей 20 века: М. Булгаков (судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»), В. Гроссман : («Рукописи не горят»).

17.  Трагическая судьба русских поэтов 20 века: М. Цветаева, Э. Мандельштам, Б. Пастернак.

18.  «Шахнаме» («Книга царей») Фирдоуси и ее русские переводы. Проблемы художественного перевода.

19.  Сопоставительный анализ разных переводов «Шахнаме» (19в. – В. Жуковский, 20 в. – В. Державин)

20.  Особенности жанра «рубаи». Сопоставительный анализ разных переводов рубаи Хайяма на русский язык.

21.  Саади. Поэт – вечный странник. Биография и творчество.

22.  Саади в русской литературе (Пушкин).

23.  Единство мирового культурного развития. Мусульманский  (восточный) Ренессанс.

24.  Мотивы и образы Возрождения в европейской и восточной культуре. «Вечные» «бродячие» сюжеты в европейской и восточной культуре, их национальная специфика («Ромео и Джульетта» – «Лейли и Меджнун»).

25.  Особенности восточной средневековой поэтики, ее отличие от европейской.

26.  Система жанровых и образных канонов. Традиционные образы и мотивы восточной лирики.

27.  Хафиз – великий поэт любви. Биография, творчество.

28.  Хафиз в русской литературе: Пушкин, Фет.

29.  «Персидские мотивы» С. Есенина.

31-32.   Урок – «Мастерская творческого письма» на материале восточной поэзии.

33-34.  Подведение итогов курса.

 

 

 



Hosted by uCoz