НОВГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С.Л.Каганович, доктор филол н.
зав. кафедрой теории и методики
общего образования
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРОФИЛЬНОГО КУРСА
«Диалог культур»: культура мусульманского Востока
и ее влияние на русскую литературу.
1. Национальная специфика культур разных народов. Фет и Машраб. «Бродячие» сюжеты в сказках и их национальное оформление.
Восток в русской литературе 19 – 20 вв. : проблема художественного обогащения русской литературы в «диалоге» с культурой Востока (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Бунин, Есенин и др.).
Философские аспекты проблемы «Россия – Восток – Запад», русская культура и Восток.
Диалог культур как основа толерантности в современном обществе. Понятие толерантности, его психологические и культурологические аспекты. Проблема межнациональных человеческих отношений в литературе.
Домашнее задание: Прочитать и сопоставить два «Кавказских пленника» (Пушкина и Толстого) с точки зрения позиции авторов в решении проблемы межнациональных отношений, а также с точки зрения принадлежности этих произведений к разным художественным системам (романтизм и реализм).
2. Единство трех религий: иудаизм, христианство, мусульманская религия.
Биография пророка Мухаммада. История создания Корана. Содержание и структура Корана. Сопоставление Корана и Библии. Национальная специфика священных книг.
Домашнее задание: прочитать «Подражания Корану» Пушкина, «Демон» Лермонтова, ответить на предложенные вопросы.
3. Коран в русской литературе (Пушкин, Лермонтов и др.). Обзор и анализ прочитанных дома текстов.
Домашнее задание: подобрать биографический и литературный материал по теме «Судьба художника слова в России в 19-20 вв.».
4. Судьба художника слова в разных странах в разные времена: Рудаки, Фирдоуси (образ Фирдоуси в мировой поэзии: Гейне, Д.Кедрин и др.), - Пушкин, Лермонтов и др. (мотивы свободы творчества, судьбы поэта и т.п.) - судьба русских писателей-эмигрантов 20-х годов – писатель в советской России: В.Гроссман, М.Булгаков (судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»), М.Цветаева, Э.Мандельштам (трагическая судьба поэтов), Б.Пастернак (анализ стихотворения «О, если б знать, что так бывает…»).
Домашнее задание: письменный анализ одного стихотворения.
5. «Шахнаме» («Книга царей») Фирдоуси и ее русские переводы. Проблемы художественного перевода, сопоставительный анализ разных переводов (19 в. – В.Жуковский, 20 в. – В.Державин)
Домашнее задание: найти, прочитать и выучить наизусть несколько стихотворений Омара Хайяма; вспомнить, где у Пушкина упоминается персидский поэт Саади; прочитать и попытаться проанализировать стихотворение Пушкина «Виноград».
6 Омар Хайям. Биография. Философская лирика: общемировое и национальное. Особенности жанра «рубаи». Сопоставительный анализ разных переводов рубаи на русский язык.
Саади. Поэт – вечный странник. Биография и творчество. Саади в русской литературе (Пушкин).
Домашнее задание: вспомнить, что такое «Эпоха Возрождения», особенности ее культуры, имена писателей и художников. Если возможно, - прочитать восточную поэму «Лейли и Меджнун» любого автора и подумать, с каким европейским произведением можно ее соотнести.
7. Единство мирового культурного развития. Мусульманский (восточный) Ренессанс. Мотивы и образы Возрождения в европейской и восточной культуре. «Вечные» «бродячие» сюжеты в европейской и восточной культуре, их национальная специфика («Ромео и Джульетта» – «Лейли и Меджнун»).
Домашнее задание: найти у Фета стихотворения, которые можно соотнести с восточной поэзией; прочитать «Персидские мотивы» С.Есенина.
8 Особенности восточной средневековой поэтики, ее отличие от европейской. Система жанровых и образных канонов. Традиционные образы и мотивы восточной лирики.
Хафиз – великий поэт любви. Биография, творчество. Хафиз в русской литературе: Пушкин, Фет. «Персидские мотивы» С.Есенина.
Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Что я открыл в себе и в мире, читая произведения восточных поэтов».
9. Урок – «Мастерская творческого письма» на материале восточной поэзии.
Подведение итогов курса.
Тематическое планирование
1. Национальная специфика культур разных народов.
2. «Бродячие» сюжеты в сказках и их национальное оформление.
3-4 . Восток в русской литературе 19 – 20 вв. : проблема художественного обогащения русской литературы в «диалоге» с культурой Востока (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Бунин, Есенин и др.).
5. Философские аспекты проблемы «Россия – Восток – Запад», «Русская культура и Восток».
6-7. Диалог культур как основа толерантности в современном обществе. Понятие толерантности, его психологические и культурологические аспекты. Проблема межнациональных отношений в литературе.
8. Единство трех религий: иудаизм, христианство, мусульманская религия.
9. История создания Корана.
10. Содержание и структура Корана.
11. Сопоставление Корана и Библии. Национальная специфика священных книг.
12. Коран в русской литературе (Пушкин, Лермонтов и др.).
13. Судьба художника слова в разных странах в разные времена: Рудаки, Фирдоуси.
14. Образ Фирдоуси в мировой поэзии: Гейне, Д. Кедрин и др.
15. Судьба поэта в России 19 в.: Пушкин, Лермонтов и др. (мотивы свободы творчества, судьбы поэта и т.п.)
16. Судьба русских писателей 20 века: М. Булгаков (судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»), В. Гроссман : («Рукописи не горят»).
17. Трагическая судьба русских поэтов 20 века: М. Цветаева, Э. Мандельштам, Б. Пастернак.
18. «Шахнаме» («Книга царей») Фирдоуси и ее русские переводы. Проблемы художественного перевода.
19. Сопоставительный анализ разных переводов «Шахнаме» (19в. – В. Жуковский, 20 в. – В. Державин)
20. Особенности жанра «рубаи». Сопоставительный анализ разных переводов рубаи Хайяма на русский язык.
21. Саади. Поэт – вечный странник. Биография и творчество.
22. Саади в русской литературе (Пушкин).
23. Единство мирового культурного развития. Мусульманский (восточный) Ренессанс.
24. Мотивы и образы Возрождения в европейской и восточной культуре. «Вечные» «бродячие» сюжеты в европейской и восточной культуре, их национальная специфика («Ромео и Джульетта» – «Лейли и Меджнун»).
25. Особенности восточной средневековой поэтики, ее отличие от европейской.
26. Система жанровых и образных канонов. Традиционные образы и мотивы восточной лирики.
27. Хафиз – великий поэт любви. Биография, творчество.
28. Хафиз в русской литературе: Пушкин, Фет.
29. «Персидские мотивы» С. Есенина.
31-32. Урок – «Мастерская творческого письма» на материале восточной поэзии.
33-34. Подведение итогов курса.