НОВГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.Л.Каганович, доктор филол. н.

зав.кафедрой теории и методики

 общего образования

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА  

курсов повышения квалификации

«Современные педагогические технологии

на уроках русского языка и литературы»

 

Пояснительная записка

 

Это программа  курсов повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы, работающих  в 5 – 11-м общеобразовательных классах, а также в классах углубленного и профильного изучения русского языка и литературы. Программа рассчитана на  128 учебных часов, из которых  80 – аудиторных и  48 часов самостоятельной работы слушателей. Таким образом, форма обучения – очно-заочная.

Цель данной программы - развитие профессиональной культуры педагогов.

Ее задачами   являются:  ознакомление слушателей со стратегией модернизации школьного образования, с новой  концепцией предметов «Русский язык» и «Литература», с современными развивающими технологиями преподавания предметов гуманитарного цикла. Одна из основных задач программы  – помочь учителям найти такие  формы и методы преподавания, при которых достигалась бы главная цель современного школьного образования: формирование гуманитарно развитой личности, способной к самоопределению в ситуации выбора, к конструктивному диалогу и сотрудничеству, а также формирование грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и нравственный потенциал русской литературы. В соответствии с этими задачами в программе уделяется большое внимание особенностям применения развивающих рефлексивных технологий в преподавании русского языка и литературы, а также проблеме  анализа художественного текста в единстве формы и содержания – в соответствии с психологическими законами восприятия искусства.

В основу концепции программы  положена современная философия образования,  ориентированная на принципы гуманизации и гуманитаризации, направленная на  свободное развитие личности

В связи с появлением новых форм итоговой аттестации (ЕГЭ) в программу введен  раздел "Подготовка к итоговой аттестации в 11 классах", в котором предполагается разработка и освоение методик подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку (задание «С») и литературе. В связи с переходом российской школы на профильное обучение в 10-11-м классах в программе предусмотрены разделы, связанные  с возможным содержанием предпрофильных и профильных элективных курсов, с разработкой и экспертизой их программ.

Программа  предполагает варьирование форм преподавания – лекции, практические занятия в группах, семинары, деловые игры, посещения открытых уроков, просмотр видеоуроков, групповые и индивидуальные консультации и др. – с приоритетом практических занятий, интерактивных способов обучения.

В результате освоения программы слушатели должны:

-        знать основные положения стратегии модернизации образования (включая проблемы профильного обучения) и уметь соотнести с ними собственную педагогическую деятельность;

-        знать и уметь применить в педагогической  практике современные технологии преподавания русского языка и литературы (технологии проблемного обучения, развития критического мышления и др.);

-        усовершенствовать собственное умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания и освоить технологию обучения школьников текстовому анализу.

По итогам курсов предполагается создание каждым слушателем письменной работы по тематике, непосредственно связанной  с содержанием программы курсов. Контроль и оценка работы слушателей на курсах осуществляется в ходе публичной защиты этих работ. По окончании курсов слушателям будет выдано свидетельство о повышении квалификации.

 

Содержание программы

 

1. Стратегия модернизации общего образования и ее реализация в филологическом образовании.

1.1.Основные идеи модернизации общего образования. Цели и задачи современного филологического образования.

Современная стратегия модернизации образования. Нормативно-правовая база современного образования: основные федеральные и областные нормативные  документы. Основные идеи концепции и приоритетные направления современного этапа ее реализации. Национальный проект «Образование». Областная Программа развития образования; критерии и показатели ее реализации.

Деятельность педагога в свете стратегии модернизации общего образования. Самоопределение педагога, проектирование своей педагогической деятельности.

Профильное обучение как одно из основных направлений модернизации образования. Концепция профильного обучения, ее основные идеи: вариативность,  индивидуализация, широкий выбор возможностей, обучение по индивидуальному учебному плану. Типы учебных предметов профильной школы: базовые и профильные предметы, элективные курсы.

Цели и задачи современного филологического образования. Концепция преподавания  предметов «Русский язык» и «Литература». Значение предметов «Русский язык» и «Литература» в модернизации российского образования.

1.2.Федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку и литературе (5-11 классы). Принципы выбора УМК.

Место предметов  «Русский язык» и «Литература» в новом  базисном учебном плане. Сопоставительный анализ структуры и содержания прежнего «Минимума» и нового Стандарта по русскому языку и литературе. Образовательный стандарт по русскому языку как реализация компетентностного подхода к обучению; базовый и профильный уровни стандарта старшей школы.

Основные линии УМК по литературе для 5-9 и 10-11 классов: их вариативный характер, концепции, содержание.  Обзор основных программ и учебно-методических комплексов, их сопоставительный анализ и оценка с точки зрения соответствия  Стратегии модернизации общего образования.

Учебно-методические комплексы по русскому языку для 5-9 и 10-11 классов. Особенности УМК для старшей школы, работа с УМК для 10-11 классов на базовом и профильном уровне.

1.3. Разработка и экспертиза программ элективных курсов для 9 и 10-11 классов.

Виды элективных курсов в 9-м и в 10-11-м классах. Цели и задачи предметных элективных курсов.  Содержание предметных элективных курсов.   Цели, задачи и содержание межпредметных и надпредметных  элективных курсов. Роль интеграционных технологий в структурировании содержания межпредметных и надпредметных элективных курсов.

Элективные курсы как средство развития личностного самоопределения учащихся.

Принципы разработки элективных курсов, корректировка имеющихся программ. Требования к объему и содержанию предпрофильных и профильных элективных курсов.

Критерии и методика оценивания программ.  Система экспертной оценки и организация экспертизы программ элективных курсов.

 

2. Современные развивающие технологии на уроках русского языка и литературы

Различия традиционной и развивающей систем обучения. Теория Л.С. Выготского об обучении в зоне ближайшего развития. Принципы деятельностного подхода в обучении. Общее понятие о развивающих рефлексивных технологиях.

2.1. Технология проблемного обучения.

Особенности использования технологии проблемного обучения в преподавании гуманитарных предметов. Алгоритм технологии. Применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка. Применение технологии проблемного обучения на уроках литературы в процессе анализа программных произведений («Евгений Онегин», «Обломов», «Отцы и дети», «Вишневый сад», «На дне», «Живи и помни» и др.). Применение проблемной технологии в организации исследовательской работы учащихся.

2.2.  Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Понятие критического мышления. Взаимосвязь критического и творческого мышления. Три фазы в алгоритме технологии. Приемы технологии и их применение на каждом из этапов реализации технологии. Развитие критического мышления через чтение - в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы» и др.). Особенности применения приемов технологии в работе с художественными текстами (приемы «толстые и тонкие вопросы», «чтение с остановками» и др.). Организация  учебной дискуссии при анализе «большой прозы». Развитие критического мышления через письмо. Жанры творческих письменных работ (эссе, синквейн и др.). Стратегия «РАФТ» как вид творческого письма. Рефлексия как важнейшая фаза технологии развития критического мышления. Творческие формы письменной рефлексии.

2.3.   Технология «Творческая мастерская»

Теория «Мастерской» и  «законы» ее проведения. Психологические основы технологии. Алгоритм  реализации технологии, ее этапы.  Термины «Мастерской» (индуктор, деконструкция, реконструкция,  инсайт, рефлексия). Сфера применения технологии. Мастерская построения знаний и возможности ее использования при  изучении русского языка и литературы. Мастерская творческого письма как способ развития речи на уроках русского языка. Особенности подготовки и проведения занятий по данной технологии.

2.4.   Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах.

Общее знакомство с методом проектов. Цели и задачи технологии, сфера ее применения. Алгоритм применения технологии: ее основные этапы, деятельность учителя и учащихся на каждом этапе.

Исследовательский проект как частный случай применения метода проектов. Руководство исследовательским проектом. Виды творческих заданий для проектной и исследовательской деятельности. Соответствие выбора темы учебного исследования личностным особенностям ученика. Требования к оформлению и презентации исследовательского проекта. Реферат как форма проектной деятельности. Обучение написанию реферата.

2.5.   Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы.

Информационные технологии в работе учителя: возможности компьютерного набора и размножения материала. Информационные ресурсы Интернета. Полезные ссылки в Интернете. Возможности компьютерных технологий в обучении русскому языку и литературе, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. Обучающие программы по русскому языку. Информационные ресурсы по литературе.

 

3. Технология обучения анализу поэтического текста

3.1.Современные подходы к анализу художественного текста.

Цели анализа: формирование грамотного читателя, т.е. обучение пониманию, восприятию и интерпретации текста, выявлению авторской позиции, выработке и формулированию своей; развитие эстетического чувства, художественного вкуса, способности воспринимать текст во всей его смысловой и художественной полноте; развитие  личностных качеств – воображения, образного мышления, творческих способностей.

Виды анализа: анализ одного текста (лингвистический и литературоведческий);  сопоставительный анализ  и его разновидности; анализ в контексте; уровни контекста.

Л.С. Выготский об «эстетической реакции» в восприятии двух полюсов художественного текста. Ассоциативность мышления как показатель уровня развития воображения и творческих способностей и как условие восприятия художественного образа. Виды ассоциаций: по сходству, контрасту, смежности. Особый вид - ассоциации «по эмоции». Роль ассоциативного мышления в восприятии и интерпретации художественного текста.

Алгоритм («уровни») анализа: 1-е, эмоциональное восприятие; анализ в единстве формы и содержания; интерпретация текста; определение авторской позиции; выражение своего к ней отношения.

3.2. Движение русского художественного слова во времени и особенности анализа поэтических текстов разных эпох

Движение русского художественного слова к многозначности. Слово в классицизме и романтизме. Особое значение романтизма в «открытии» многозначности слова и текста. От романтизма к реализму: Державин – Жуковский – Пушкин – Некрасов. Расширение многозначности слова, ассоциативности стиха в художественном мире Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Слово и образ в поэзии «серебряного века»: «наращивание» многозначности. Специфика символического образа: расширение границ интерпретации. Художественный мир поэтов «серебряного века» (К. Бальмонт, А. Блок, Н. Гумилев и др.).

Типология поэтики 20 века. Сложность структуры поэтического образа, затрудненность его анализа и интерпретации. Усиление роли контекста в интерпретации произведений  (Б. Пастернак. О. Мандельштам. М. Цветаева, И. Бродский и др.)

Современная поэзия постмодернизма. Понятие о постмодернизме. Многозначность слова и игра словами и смыслами  как ключевой прием постмодернистской поэтики (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, А. Левин, И. Жданов и др.).

3.3.  Развитие воображения и образного мышления учащихся в работе с художественными текстами. Воображение как особое свойство психики, интегрирующее логическое и образное мышление. Возрастные особенности воображения. Диагностика креативности. Субтесты Е.Е. Туник. Тесты Торренса. Критерии развития воображения: беглость, гибкость, оригинальность. Методические способы и приемы развития воображения и творческих способностей (импровизационная игра по изучаемому сюжету; игры в ассоциации и антонимы, задания на эмпатию и др.). Интеграция как способ активизации эмоционального и творческого восприятия текста.

 

4. Подготовка к итоговой аттестации в 11-м классе.

4.1. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание "С").

Задания «В», связанные с разделами «Речь» и «Текст».  Структура задания «С».  Алгоритм выполнения задания «С». Анализ проблематики текста, формулирование его основной проблемы. Выявление авторской позиции, основной мысли текста. Требования к структуре, содержанию и речевому оформлению сочинения-рассуждения. Критерии оценивания выполнения задания «С».

4.2. Подготовка к итоговой аттестации по  литературе (в форме ЕГЭ).

Обучение выполнению заданий «С-1», «С-2», «С-3» и «С-4» по литературе: письменный анализ поэтического текста, написание мини-сочинений на проблемные темы и т.п.

 

Задание для самостоятельной работы в межсессионный период: подготовка дидактических материалов  и разработка учебного занятия (урока, системы уроков) в одной из освоенных технологий.

 

Рекомендованная литература:

Вартаньянц М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. М., 1994.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998.

Генике Е.А., Трифонова Е.А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М.,2002.

Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб., изд.»Речь», 2003.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И.. Критическое мышление. Технология развития. СПб, изд. «Скифия». 2003.

Задачник-практикум. 8-11 классы. М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.

Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Великий Новгород, 2002.

Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста. М., изд-во «Русское слово», 2006.

Каганович С.Л.Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. Газета «Литература», 2004, №6 .

Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе.М.,1989.

Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб, 2003.

Лотман Ю.М. О поэте и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе, 1998, №8.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.. М.,1977.

Мельникова Е.Л. Урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми// Начальная школа +, 1999, №5-8.

Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000.

Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.,1998.

Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб, 2002.

Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб, 2002.

Шрагина Л.И. Логика воображения. М.,2001.

Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб.,2001.

Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1968.

 

 



Hosted by uCoz