НОВГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
С.Л.Каганович, доктор филол.н.
зав.кафедрой теории и методики
общего образования
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
курсов повышения квалификации
«Развитие воображения и творческих способностей учащихся
на уроках литературы
Это программа курсов повышения квалификации преподавателей литературы в общеобразовательных классах и классах углубленного и профильного изучения литературы. Программа рассчитана на 120 учебных часов, из которых 80 – аудиторных и 40 часов самостоятельной работы слушателей. Таким образом, форма обучения – очно-заочная.
Цель данной программы - развитие профессиональной культуры педагогов. Ее задачами являются: ознакомление слушателей со стратегией модернизации школьного образования, с новыми концепциями образовательной области «Филология» и предмета «Литература», с новыми формами преподавания предмета. Одна из основных задач программы – помочь учителям найти такие формы и методы изучения художественных текстов, при которых достигалась бы главная цель школьного литературного образования: формирование грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и нравственный потенциал русской литературы. В соответствии с этой задачей в программе уделяется большое внимание проблемам анализа художественного текста в единстве формы и содержания – в соответствии с психологическими законами восприятия искусства, с одной стороны, и возрастного развития воображения, - с другой.
В основу концепции программы положена современная философия образования, ориентированная на принципы гуманизации и гуманитаризации, направленная на свободное развитие личности
В связи с появлением новых форм итоговой аттестации (ЕГЭ) и участием Новгородской области в эксперименте по введению ЕГЭ, а также учитывая, что учителя литературы чаще всего преподают и русский язык, в разделе программы "Подготовка к итоговой аттестации в 11 классах" предусматривается включение блока "Методика подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку".
Программа предполагает варьирование форм преподавания – лекции, практические занятия в группах, семинары, деловые игры, посещения открытых уроков, групповые и индивидуальные консультации и др.
В результате освоения программы слушатели должны:
- знать основные положения стратегии модернизации образования и уметь соотнести с ними собственную педагогическую деятельность
- иметь представление об основных закономерностях развития воображения и творческих способностей на разных возрастных ступенях, а также о психологии создания и восприятия текста;
- усовершенствовать собственное умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания и освоить методику обучения школьников текстовому анализу;
- знать и уметь применить в педагогической практике современные технологии преподавания литературы и методические приемы развития воображения.
По итогам курсов предполагается создание каждым слушателем письменной работы по тематике, непосредственно связанной с содержанием программы курсов. Контроль и оценка работы слушателей на курсах осуществляется в ходе публичной защиты этих работ. По окончании курсов слушателям будет выдано свидетельство о повышении квалификации.
Содержание программы
Введение.
Современная стратегия модернизации образования и концепция образовательной области «Филология». Сопоставительный анализ основных учебно-методических комплексов и программ.
1.Психологические аспекты работы с художественным текстом на уроках литературы
1.1. Воображение и творчество. Структура мышления. Воображение как особое свойство психики, интегрирующее логическое и образное мышление. Воображение и память. Воображение и речь. Воображение и эмоции. Представления («содержание») воображения. Виды воображения. Механизм воображения. Возрастные особенности воображения
1.2.Диагностика креативности. Субтесты Е.Е. Туник. Тесты Торренса. Критерии развития воображения: беглость, гибкость, оригинальность.
1.3. Развитие воображения и творческих способностей (общие подходы). Теоретическое обоснование возможностей и условий развития каждой из «составляющих» механизма воображения (диссоциации, ассоциации, комбинирования, «включения»).
1.4. Психологические аспекты восприятия текста. Л.С. Выготский об «эстетической реакции» в восприятии двух полюсов художественного текста. Ассоциативность мышления как показатель уровня развития воображения и творческих способностей и как условие восприятия художественного образа. Виды ассоциаций: по сходству, контрасту, смежности. Особый вид - ассоциации «по эмоции». Диагностика ассоциативности. Способы развития, «тренировки» ассоциативности.
2. Развитие воображения и творческих способностей учащихся в процессе работы с поэтическим текстом
2.1. Современные подходы к анализу художественного текста.
Цели анализа: формирование грамотного читателя, т.е. обучение пониманию, восприятию и интерпретации текста, выявлению авторской позиции, выработке и формулированию своей; развитие эстетического чувства, художественного вкуса, способности воспринимать текст во всей его смысловой и художественной полноте; развитие личностных качеств – воображения, образного мышления, творческих способностей.
«Уровни» анализа: первое, эмоциональное восприятие - анализ в единстве формы и содержания - интерпретация текста, определение авторской позиции - выражение своего к ней отношения.
Виды анализа: анализ одного текста (лингвистический и литературоведческий); сопоставительный анализ и его разновидности; анализ в контексте; уровни контекста.
Пути и способы анализа. Алгоритм анализа.
2.2. Развитие воображения и образного мышления в работе с поэтическими текстами 19 в. Движение русского художественного слова к многозначности. Слово в классицизме и романтизме. Особое значение романтизма в «открытии» многозначности слова и текста. Романтизм как художественное направление и как тип творчества и мышления. От романтизма к реализму: Державин – Жуковский – Пушкин.
Художественный мир А.С. Пушкина и развивающие возможности анализа его стихотворений. Любовная и «вольнолюбивая» лирика Пушкина.
Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Мотив одиночества и его художественное воплощение в поэзии Лермонтова. Сопоставительный анализ произведений Пушкина и Лермонтова.
Художественный мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Расширение многозначности слова, ассоциативности стиха.
Ф.И. Тютчев – поэт-философ. Философия природы и ее художественное воплощение в поэзии Тютчева. Дисгармоничность художественного мира Тютчева. Движение времени и художественного слова в сопоставлении аналогичных образов и мотивов разных авторов (Тютчев и Державин).
Мир красоты и гармонии в поэзии А. А. Фета. Усложнение структуры образа и поэтического языка. Музыка стиха Фета, значение интонации, звукописи в достижении поэтического эффекта. Традиции и новаторство в поэзии Фета. Развитие традиций русского романтизма. Ассоциативность и импрессионизм поэтического языка Фета – приближение к поэтике 20 века.
Художественное слово в реалистической системе поэзии Н.А. Некрасова. Многозначность образа и точность словоупотребления. «Стиль, отвечающий теме». «Смешение» стилей и возвращение слову первозданного смысла. Драматургическое начало в лирике Некрасова. Любовная лирика Некрасова.
2.3. Специфика работы с поэтическими текстами 20 в.
Литература «серебряного века». Слово и образ в поэзии «серебряного века». Интегрированный характер искусства «серебряного века», связь литературы с музыкой и изобразительным искусством. Символизм как ведущее художественное направление «серебряного века». «Наращивание» многозначности. Специфика символического образа: расширение границ интерпретации. Художественный мир поэтов «серебряного века» (К. Бальмонт, А. Блок, Н. Гумилев и др.)
Типология поэтики 20 века. Сложность структуры поэтического образа, затрудненность его анализа и интерпретации. Усиление роли контекста в интерпретации произведений (Б. Пастернак. О. Мандельштам. М. Цветаева, И. Бродский и др.)
Современная поэзия постмодернизма. Понятие о постмодернизме. Многозначность слова и игра словами и смыслами как ключевой прием постмодернистской поэтики. «Викторинность» текстов концептуалистов (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, А. Левин и др.). «Метаметафора» и ее роль в беспредельном расширении смысла поэтического слова и текста (И. Жданов).
3.Развитие воображения и творческих способностей учащихся в процессе работы с художественной прозой
3.1. «Диалог» читателя и автора в процессе восприятия прозаического текста. М. Бахтин о понятии «диалог» и его современный смысл. Обучение анализу прозы – организация диалога читателя и автора.
Уровни анализа прозаического произведения: сюжет, характер, речь, деталь, хронотоп, образ. Пространственно-временные отношения в прозе, их анализ и интерпретация. Специфика образа в художественной прозе. Сквозные образы и мотивы русской литературы («дом» и «дорога», «Родина» и др.).
3.2. Развивающие возможности работы с «большой формой». Романы И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского: проблемный анализ; выявление авторской и формирование читательской позиции. Обучение анализу ключевых эпизодов романов.
3.3. Приемы анализа «малых» жанров. Повесть и рассказ: движение жанров во времени (19 – 20 вв.): рассказы Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина, А.И. Солженицына, В.М.Шукшина. Интертекстуальность («диалог» текстов разных авторов и периодов) в постмодернизме (В. Пелевин, Т.Толстая и др.)
4.Разработка специальных развивающих творческих заданий
4.1. Обучение постановке проблемных вопросов к тексту. Способность к постановке проблемных вопросов – показатель творческого и интеллектуального развития. Типология вопросов к прозаическому произведению (вопросы на знание сюжета, понимание авторской позиции, интерпретацию характеров героев и др.).
4.2.Обучение написанию творческих сочинений на свободную тему. Специфика детского литературного творчества. Тематика творческих работ. Развивающие возможности эмпатии.
4.3.Мастерская творческого письма. Теоретические основы и технология.
4.4.Другие формы работы. Упражнения на интерпретацию текста. Технология чтения с остановками. Импровизационная игра по изучаемому сюжету. Интеграция как способ активизации эмоционального восприятия текста. Психологические аспекты интеграционного подхода. Художественный образ в разных видах искусства. Сочинение по впечатлениям музыкального сопровождения литературных текстов Письменная интерпретация иллюстраций к литературным произведениям. Сочинения по картине, по музыкальному произведению и т.п.
Задание для самостоятельной работы в межсессионный период:
Подготовка дидактических материалов и разработка системы вопросов и творческих заданий для анализа какого-либо поэтического или прозаического произведения школьной программы по литературе 5-11 классов; проект системы уроков по анализу поэтического или прозаического текста.
Рекомендованная литература:
1. Вартаньянц М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. М., 1994.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998.
4. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.
5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
6. Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования. М., 1994.
7. Лотман Ю.М. О поэте и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
8. Маймин Е.А. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.
9. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе, 1998, №8.
10. Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000.
11. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1968.