Hosted by uCoz

НОВГОРОДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

С.Л.Каганович, доктор филол. н.

зав. кафедрой теории и методики

общего образования

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРОФИЛЬНОГО КУРСА

для 10-11 классов

«Учимся понимать поэзию»

(движение художественного слова в русской поэзии 19-20 вв.)[1]

 

Пояснительная записка

 

Одной  из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и  особенно поэтического текста. Анализ по традиционной форме "тема - идея - художественные средства" представляется нам устаревшим, не соответствующим требованиям рассмотрения текста в единстве формы и содержания. Такие современные понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды, остаются за пределами внимания.

Предлагаемая программа элективного курса предполагает разные формы учебной работы с поэтическим текстом, обучение углубленному его анализу.

Цель программы - эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии, углубление и расширение филологических знаний.

Задачи программы:

-       обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста

-       расширение их кругозора, углубленное знакомство на профильном уровне с поэтическими произведениями 19-20 вв., в том числе не входящими в традиционные школьные программы

-       развитие устной и письменной речи,  ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся

-       формирование современного мировоззрения, восприятия мировой культуры в ее единстве и эволюционном развитии.

Новизна предлагаемой нами методики заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста, на теорию "эстетической реакции" Л.С.Выготского, а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу "от формы к содержанию" (а не наоборот, как это делается  традиционно). При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика (прежде всего развития его воображения, образного, ассоциативного мышления).

Материал, положенный в основу программы, - это русская поэзия 19-20 вв. в ее лучших, классических образцах. Материал выходит за рамки содержания Стандарта по литературе (2004 г.), что соответствует требованиям к программам элективных профильных курсов. Принцип структурирования материала - преимущественно хронологический, что позволяет проследить закономерности развития русского художественного слова, движения литературного процесса в целом. В то же время хронологический принцип позволяет расположить материал так, что уровень его сложности постепенно повышается.

Иногда используется тематический принцип: как особо значимая для формирования ценностных ориентаций учащихся, воспитания патриотизма выделяется тема "Образ Родины, России в русской поэзии".

Подбор текстов осуществлен так, чтобы каждое стихотворение, предлагаемое для анализа, с одной стороны, несло в себе специфические черты поэтики того или иного периода, а также художественного мира того или иного автора, а с другой - давало основания для сопоставительного анализа с произведениями других авторов и периодов.

 

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

- основные закономерности движения русского художественного слова от классицизма к постмодернизму;

- индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов.

Уметь:

- анализировать и интерпретировать поэтический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

- выполнять задания творческого характера;

- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                определения своего круга чтения, самостоятельного знакомства с поэтическими произведениями и оценки их эстетической значимости;

·                определения своих профессиональных предпочтений, выбора филологии как  объекта профессиональной деятельности

 

Программа элективного курса может быть реализована в течение двух лет  - в 10-11 классах филологического профиля, т.е. с углубленным изучением литературы. Она рассчитана на 68 учебных часов, ее содержание может варьироваться по усмотрению учителя - в зависимости от уровня класса и его собственных поэтических пристрастий.

Эта программа может быть предложена также как спецкурс для курсов повышения квалификации учителей-словесников.

Методической поддержкой программы может служить методическое пособие "Технология обучения анализу поэтического текста", а также литература, указанная в конце программы.

 

Содержание программы.

 

Введение.

Современные подходы к анализу поэтического текста. Различение понятий «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста. Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др.

Л.С. Выготский о психологии восприятия искусства. Взаимодействие двух полюсов эмоционального восприятия. Ассоциативность художественного мышления и ее отражение в поэтическом слове. Виды ассоциаций и специфика поэтической ассоциативности (ассоциации «по эмоции»). Многозначность поэтического слова.

Ориентировочный алгоритм анализа поэтического текста (на примере стихотворений А.С. Пушкина «Виноград», М.Лермонтова "Утес"). «Ступени» анализа. Уровни контекста.

Движение русского поэтического слова к многозначности

Слово в классицизме и романтизме. «Открытие» многозначности слова. Романтическое двоемирие в стихотворениях В. Жуковского "Песня", «Вечер» ("Желание", "Пилигрим")  и способы его художественной реализации.  «Пейзаж души» в поэзии русского романтизма: «красота не в природе, а в душе человека» (В. Жуковский).

Значение поэтического слова в художественном мире А.С. Пушкина. 

Любовная лирика А.С.Пушкина ("Ночь", "На холмах Грузии" и др.): "…не любить оно не может…". Светлая печаль любви как источник вдохновения, творчества.

 Изменение образа  свободы и воли в поэзии А.С. Пушкина. Многообразие их  художественного воплощения и диалектика развития творческого «Я» поэта. От декабристской тематики к стихотворению "Из Пиндемонти", от  «вольных птиц» к «вольной вышине» духовного и творческого взлета (сопоставительный анализ стихотворений «Узник» и  «Монастырь на Казбеке»).

Значение поэтического слова в художественном мире М.Ю.Лермонтова

Семантика понятий  свободы и воли у А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: сопоставительный анализ стихотворений «Монастырь на Казбеке» А.С. Пушкина и «Крест на скале» М.Ю. Лермонтова. Значение изобразительных художественных средств в образной системе поэтического произведения (эпитет, сравнение, метафора и др.).

Мотивы одиночества   и бунтарства в романтическом мире М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Утес», «Узник», «Желанье», «Выхожу один я на дорогу…» и др. Смыслообразующая роль антитезы в поэтике М.Ю. Лермонтова.

 

 

Расширение значения  художественного слова в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Любовная лирика Ф.Тютчева. Стихотворение "Я помню время золотое…": философия " жизни быстротечной". Сопоставление этого произведения  со стихотворением в прозе И.С.Тургенева "Как хороши, как свежи были розы…": два автора - два разных художественных мира. Стихотворение "Накануне годовщины 4 августа 1864 года" - биографическая основа; специфика художественного воплощения пространства и времени. Сопоставление со стихотворением Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…".

 Ф.И. Тютчев – поэт-философ. Философия природы и ее художественное воплощение в поэзии Тютчева. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Еще земли печален вид…» и др. Значение олицетворений в художественной реализации философских воззрений (единство человека и природы).

Дисгармоничность художественного мира Тютчева. Образы хаоса, бездны, противостоящие светлому «дневному» миру. Философия стихотворения «Сны» ("Как океан объемлет шар земной…"). Сложная образная структура произведения: вглубь по ступеням смысла. Многозначность образов океана и шара земного. Человек и мирозданье в философской и образной системе стихотворения.

Движение времени и художественного слова в сопоставлении аналогичных образов и мотивов разных авторов (образы бездны, хаоса, смерти в поэзии Ф.Тютчева  и Г.Державина; сопоставительный анализ стихотворений Тютчева «Сны» и Фета «На стоге сена ночью южной…»).

Мир красоты и гармонии в поэзии А. Фета. Стихотворения «Уснуло озеро; безмолвен черный лес…», «Шепот, робкое дыханье…», "Еще весны душистой нега…" и др. Композиция лирического стихотворения, логика развития поэтической мысли. Усложнение структуры образа и поэтического языка. Музыка стиха Фета, значение интонации, звукописи в достижении поэтического эффекта.

Традиции и новаторство в поэзии Фета. Развитие традиций русского романтизма: сопоставительный анализ стихотворений «Уснуло озеро…» Фета и «Вечер» Жуковского. В то же время ассоциативность и импрессионизм поэтического языка Фета – приближение к поэтике 20 века.

Художественное слово в реалистической системе поэзии Н.А. Некрасова.

Многозначность образа и точность словоупотребления. «Стиль, отвечающий теме». «Смешение» стилей и возвращение слову первозданного смысла. Романтическое двоемирие и реалистический образ: сопоставительный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Я рано встал, недолги были сборы…» из цикла «Последние элегии» и стихотворения В.А. Жуковского «Пилигрим». Драматургическое начало в лирике Некрасова: «полифонизм» стихотворения «Тяжелый крест достался ей на долю…».

 

 

Слово и образ в поэзии «серебряного века».

«Наращивание» многозначности. Специфика символического образа: расширение границ интерпретации. Стихотворение К. Бальмонта «Придорожные травы» - «классика» символизма. Образ цветов и разные уровни его смысла. Роль диалога и «чужого слова» в поэтике 20 века: сопоставительный анализ стихотворений «Тройка» Н.А. Некрасова, «На железной дороге» А. Блока и «Придорожные травы» К. Бальмонта.

Романтический мир Н. Гумилева. Образ звезды в стихотворении «Путь конквистадора». Значение слова и многозначность образа. Антитеза образов звезды и «панциря железного» как лейтмотив творчества Н. Гумилева. Стихотворение «Заблудившийся трамвай»: сложность образной системы и возможность различных его интерпретаций.

Многозначность образа Родины в творчестве русских поэтов 20 века.

М. Цветаева. Стихотворения «Стихи к сыну», «Страна», «Родина». Хронотоп образа Родины у Цветаевой: временные и пространственные его параметры (Русь – Россия – СССР; даль – близь; Родина – чужбина и др.). Противоречивость образа. Антитеза как ключевой прием и ее  роль в эмоциональном наполнении образа. Звукопись стиха. Специфика синтаксиса М. Цветаевой и его роль в интерпретации текста.

С. Есенин. Сопоставительный анализ стихотворений «Неуютная жидкая лунность…» и «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Контраст образов новой  и старой России, кажущаяся противоречивость их восприятия поэтом. «Ум с сердцем не в ладу»: «без-образность», искусственность  деклараций – и поэтичность образа «бревенчатой избы». Звук и цвет в структуре образа Родины у Есенина. Трагедия поэта, так и не заставившего себя полюбить «моторный лай» новой России.

Н. Рубцов. Гармония человека и мира в поэзии Н. Рубцова. Образ Родины в стихотворении «Звезда полей». Многозначность образа звезды в стихотворении, его лирическое наполнение.

Типология поэтики 20 века.

Сложность структуры поэтического образа, затрудненность его анализа и интерпретации. Усиление роли контекста в интерпретации произведений.

Б. Пастернак. Стихотворение «Девочка»: ключевые образы, их смысл и взаимодействие. Роль названия и эпиграфа в постижении смысла. Контекст цикла (стихотворения «Зеркало» и «Плачущий сад»), книги («Сестра моя – жизнь») и творчества других поэтов (стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»).

О. Мандельштам. Ассоциативность стиха как основа поэтики. Стихотворение «В игольчатых чумных бокалах…» и пути его расшифровки в контексте цикла "Восьмистишия".

Жизнь и судьба И. Бродского. Очередной «виток» художественной спирали: «земное» слово И. Бродского. Стихотворение «24 декабря 1971 года». «Земля» и «Небо» в стихотворении, их «взаимодействие». Смысловая роль приема смешения высокого и низкого в образной системе и стиле стихотворения. Ключевой образ стихотворения в контексте русской поэзии: образ звезды у Ломоносова, Лермонтова, Тютчева, Фета, Гумилева, Рубцова и др.

Современная поэзия постмодернизма.

Понятие о постмодернизме. Многозначность слова и игра словами и смыслами  как ключевой прием постмодернистской поэтики. Интертекстуальность («диалог» текстов разных авторов и периодов) в постмодернизме. «Викторинность» текстов концептуалистов (Д. Пригов, Л. Рубинштейн, А. Левин и др.). «Метаметафора» и ее роль в беспредельном расширении смысла поэтического текста.

И. Жданов. Стихотворение-четверостишие «Птица» как образец поэтики постмодернизма. Стихотворение «Мелкий дождь идет на нет…»: игра образов и смыслов, антитеза образов света и тьмы. Сопоставительный анализ этого стихотворения со стихотворением Б. Пастернака «Девочка». Отражение в художественном мире  И. Жданова трагического мироощущения конца 20 века.

Заключение. Повторение пройденного – общий обзор движения русского художественного слова от 18 к 21 веку,  от классицизма к постмодернизму

 

Литература

 

1.   Вартаньянц М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. - М., 1994.

2.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

3.   Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.

4.   Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.

5.   Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998.

6.   Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования. - М., 1994.

7.   Лотман Ю.М. О поэте и поэзии. Анализ поэтического текста. - СПб., 1996.

8.   Маймин Е.А. Теория и практика литературного анализа. - М., 1984.

9.   Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством //Литература в школе. - 1998. - № 8.

10.   Педагогические мастерские по литературе: Кн. 1 и 2. - СПб., 2000.

11.   Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. - М., 1968.

 

 


 

[1] Приказом № 400 от 19.06.03 Комитета образования Новгородской области программа получила статус авторской.