Мастерская построения знаний и творческого письма

"Художественный мир Ф.И.Тютчева"

 

1.Индуктор (апелляция к ассоциативному и образному мышлению, толчок к творчеству). Он должен быть а)неожиданен, б) личностно значим, прожит:

Вспомните какие-нибудь явления природы, которые когда-либо произвели на вас особенно сильное впечатление, и расскажите о них соседу по парте (5 мин.).

Социализация: назовите каждый вслух то явление природы, о котором рассказывал (скорее всего, у большинства это будет «гроза»).

 

П. Деконструкция, разрушение целостности мира (это работа с материалом – словом, рисунком, звуком и т.д.).

1.        Запишите в тетради слово «гроза» - и ассоциации к нему:(3-4 мин.)

а/ смысловые - постарайтесь, чтобы это были слова, принадлежащие к разным частям речи (существительные, глаголы, прилагательные);

б/ звуковые - "поиграйте" со словом "гроза", запишите слова созвучные, имеющие те же буквы, слоги и т.п. ("грозный", "гром", "зоркий"…);

Социализация: читаем вслух каждый свои слова и, если захочется, заимствуем что-либо друг у друга, записываем особенно пришедшиеся по душе и настроению ассоциации, придуманные другими.

2.Послушайте художественные  тексты  разных авторов и, если захочется, запишите какие-либо слова, выражения и ассоциации, добавив их  к уже имеющимся. /Если есть возможность, к этому следовало бы добавить зрительные (произведения живописи о грозе) и звуковые (какое-либо музыкальное произведение соответствующего звучания) образы и ассоциации/.

 

 

а/    А.С.Пушкин, «Кавказский пленник»

 

Шум табунов, мычанье стад

Уж гласом бури заглушались.

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались;

Волнами роя крутизны,

Сдвигая камни вековые,

Текли потоки дождевые -

А пленник, с горной вышины,

Один, за тучей громовою,

Возврата солнечного ждал,

Недосягаемый грозою,

И бури немощному вою

С какой-то радостью внимал.

 

 

б/ Я. Полонский

 

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

 

в/ Б. Пастернак. Июльская гроза

 

И слышно: гам ученья там,

Глухой, лиловый, отдаленный.

И жарко белым облакам

Грудиться, строясь в батальоны.

………………………………….

Гроза в воротах! на дворе!

Преображаясь и дурея,

Во тьме, в раскатах, в серебре,

Она бежит по галерее…

 

г/ Из рассказа В.Набокова «Гроза»

 

Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.

 

2.Выберите из всех своих записей одно ключевое, самое яркое слово или словосочетание, ассоциирующееся для вас со словом «гроза», оно будет названием вашего небольшого эссе о грозе.

 

Ш. Реконструкция создание своих небольших текстов на тему "Гроза" (5 мин.)

Социализация: читаем каждый вслух свое эссе.

 

1V. «Построение знаний»

1. Читаем предложенные стихотворения Ф. Тютчева ("Люблю грозу в начале мая…", «Неохотно и несмело…» и «Не остывшая от зною…», «Ночное небо так угрюмо», «Успокоение», «Как весел грохот летних бурь», «Под дыханьем непогоды») и каждый выбирает то, которое кажется наиболее «тютчевским», наиболее полно воплощает художественный мир Тютчева. (Тексты в достаточном количестве – по 5-6 экземпляров каждого стихотворения – должны лежать на столе учителя, каждый ученик подходит, читает все – и выбирает «свое». Может учитель прочитать вслух все 7 стихотворений, а после этого каждый подойдет и возьмет выбранное).

 

2. Работа в парах или индивидуально (по желанию) – выписываем из своих – выбранных - текстов слова, образы, мысли, темы, «вечные вопросы» – все, что приходит в голову при чтении, что кажется важным для понимания смысла выбранного стихотворения и  поэтики Тютчева в целом (3-4 мин.).

 

3. Групповая работа (15-20 мин.).

Те, кто выбрал №№ 1, 5, 6, - 1 группа («светлая»).

Те, кто выбрал №№ 3, 4, 7, - 2 группа («темная»).

Те, кто выбрал №2, присоединяются к любой группе (в зависимости от восприятия стих-ния).

а/Выбираем в каждой группе один «главный» текст и обсуждаем его, отвечая на вопрос: почему именно это стихотворение кажется наиболее «тютчевским», какие важные черты философии и поэтики Тютчева в нем отражены (по ходу обсуждения можно дополнить свои записи).

б/ Знакомимся с отзывами о Тютчеве ученых-литературоведов и соотносим их со своим видением Тютчева (можно  также отметить каждый для себя совпадение или несогласие). (Листочки с цитатами также должны лежать на столе учителя: обсудив стихотворения в группах, каждый подходит и выбирает то высказывание, которое ему кажется наиболее подходящим).Обмениваемся мнениями с членами группы.

в/ Социализация - дискуссия: кто-либо от имени каждой группы формулирует общее мнение о выбранном тексте, остальные (желающие) добавляют, отвечают на вопросы от «противоположной» группы. По ходу дискуссии можно записать какие-либо ассоциации, ключевые слова и образы, формулировки, прозвучавшие как от имени своей группы, так и от других.

 

Y. Реконструкция - создание основного текста.

1. Из всех своих записей, связанных с поэзией Тютчева, выбираем одно слово или словосочетание, которое станет названием основного текста.

2. Пишем - каждый свой -  итоговый -  текст-эссе (на тему "Мой Тютчев") (15-20 мин.).

3. Социализация: читаем вслух каждый свой текст.

 

YI. Рефлексия: каждый отвечает на вопросы:

·        Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными.

·        Какие этапы были наиболее трудными.

·        На какой ступеньке Вы находитесь:

-             Работать было легко и интересно

-             Испытывал незначительные затруднения (какие?)

-             Работать так пока трудно

-             Работать трудно, но интересно

 

 

Материалы к «Мастерской»

 

Для Тютчева жизнь сердца и жизнь вселенной образуют стройное созвучие, великую и вечную рифму. Тем глубже и трагичнее… временные диссонансы… разлад между человеком и природой…       (Ю.Айхенвальд)                                               

 

У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а – мысль чувствующая и живая.     (И.С.Аксаков) 

 

Как определить дар, которым наделен этот человек? Определить вроде бы просто, и современники определяли. Это — “умение охватить все вокруг”. Сопрягать  несопрягаемое, сцеплять далекое (“далековатое”)…  Трудность определения этого дара состоит в том, что он по определению   беспределен и, определяя его, ставя пределы, то есть проецируя из областей  “заочных” на те или иные плоскости, мы с неизбежностью этот дар оплотняем и  даже профанируем.  (Л.Анненский)

 

Ощущение такое, что он живет в запредельности и там, в запредельности,   рождается все: и его страсти, и его тексты, но оттуда, из запредельности, все   это уже не так важно: страсти, тексты…         

                                                                                                                                         ( Л.Аннинский)

 

У Тютчева нет  единого, проходящего образа лирического героя, но у него проходящие идеи. постоянные образы, строящие   тютчевский мир.   (Л.Гинзбург)

 

…Мир Тютчева – не романтическая разорванность, строящаяся на соединении контрастов, лежащих в одной плоскости, а близкое к поэтике ХХ века соединение того, что не может быть соединено ни в одной рациональной системе.    (Ю.Лотман) 

 

…В тютчевских текстах … картина сложная: хотя природа имеет два лика – хаотический и гармонический, - свой язык, оказывается, присущ обоим. Более того, оказывается, что человек может понимать или не понимать и тот и другой из них.   (Ю.Лотман)

 

Поэзия Тютчева вся пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил, «среди громов, среди огней»… Особенное тяготение проявляет поэт к  изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. «Гармонии в стихийных спорах» он противопоставляет полное неразрешимых противоречий нравственное бытие человека.        (К.В.Пигарев).

  

Его натура органически сочетала вещи абсолютно несочетаемые.     (С.Экштут)                                                                                        

 

 1

Весенняя гроза

        

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла.

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

 

 

 

2

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

 

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой..

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

 

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

 

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

 

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля –

И в сияньи потонула

Все смятенная земля.

 

   

3.

Ночное небо так угрюмо,

Заволокло со всех сторон.

То не угроза и не дума,

То вялый, безотрадный сон.

Одни зарницы огневые,

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

 

Как по условленному знаку,

Вдруг неба вспыхнет полоса,

И быстро выступят из мраку

Поля и дальние леса.

И вот опять все потемнело,

Все стихло в чуткой темноте –

Как бы таинственное дело

Решалось там – на высоте.

4.

Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала…

И над тусклою землею

Небо, полное грозою,

Все в зарницах трепетало.

 

Словно тяжкие ресницы

Подымались над землею,

И сквозь беглые зарницы

Чьи-то грозные зеницы

Загоралися порою…

 

5

              Успокоение

Гроза прошла – еще курясь, лежал

Высокий дуб, перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

А уж давно, звучнее и полней,

Пернатых песнь по роще раздалася

И радуга концом дуги своей

В зеленые вершины уперлася

 

 

 6         

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

 

Как под незримою пятой,

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, -

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист.

Крутясь, слетает на дорогу…

 

 

                                                     

 

                                                             7         

                                                   Под дыханьем непогоды,

                                                   Вздувшись, потемнели воды

                                                   И подернулись свинцом –

                                                   И сквозь глянец их суровый

                                                   Вечер пасмурно-багровый

                                                   Светит радужным лучом,

 

                                                   Сыплет искры золотые,

                                                   Сеет розы огневые

                                                   И – уносит их поток…

                                                   Над волной темно-лазурной

                                                   Вечер пламенный и бурный

                                                   Обрывает свой венок…

 

       

 



Hosted by uCoz